
Урочище Тамгалы находится в 170 км к северо-западу от Алматы и располагается в юго-восточной части Чу-Илийских гор, простирающихся с юга на север от Заилийского Алатау до оз.Балхаш и пустыни Бетпак-Дала. Географическое положение и природа Чу-Или издревле определили направление сезонных миграций больших стад животных (сайгаков, куланов), а позже - пути многих народов, расселявшихся на просторах Азии. На этом своеобразном перекрестке древних дорог уже в бронзовом веке, более 3000 лет назад, возникло горное святилище с тысячами петроглифов, украсивших по замыслу их создателейповерхности скал небольшого каньона Тамгалы.
Самой яркой достопримечательностью Тамгалы является небольшой каньон, образовавшийся в устье ущелья. Здесь на причудливых изгибах долины скалистые склоны порой вплотную подступают друг к другу, образуя почти замкнутоепространство. Широкие и гладкие поверхности скал за многие тысячелетия покрылись «пустынным загаром», став идеальным фоном этой нерукотворной галереи, в которой потрудилось не одно поколение древнихмастеров – создателейнаскальных рисунков. На протяжении веков для разных народов, оставивших свой след в истории Казахстана, скалы каньона и узкая долина Тамгалы сохраняли значение святилища – места, где проходили ритуальные церемонии, совершались магические обряды, поклонение богам и духам предков. Традиция поклонения в Тамгалы живет и в наши дни: об этом зримо свидетельствуют пестрые лоскутки ткани, привязанные к веткам кустарников, и другие незамысловатые «жертвоприношения» современных паломников. В Тамгалы известно около ста различных памятников – поселений, могильников, жертвенников и петроглифов, относящихся к эпохе бронзы, раннему железному веку, средневековью и новому времени. Сосредоточенные на сравнительно небольшой территории, все вместе они образуют археологический комплекс, воплощающий в себе историю многих древних и современных народов Казахстанана протяжении трех тысячелетий. Древнейшими обитателями Тамгалы были племена эпохи бронзы андроновской культуры, населявшие земли Казахстана во II тыс. до н.э. Происхождение этих племен остается спорным, но наиболее вероятна их связь с индоиранцами, - скотоводами и земледельцами, искусными металлургами и обладателями быстроконных боевых колесниц. Облюбовавшие живописное место первые обитатели Тамгалы преобразили окружавший их мир природы: создавая петроглифы, обустраивая жилища или каменные усыпальницы, они вносили в ландшафт свое понимание мироустройства. Для последующих поколений сменявших друг друга народов – саков и усуней, древних тюрков и их потомков-казахов – эта внутренняя упорядоченность Тамгалы воспринималась как наследие предков и сохранялась, освящаемая традицией. Ядром комплекса во все времена оставался каньон, на скалах которого, условно обозначенных как I-V группы,сохранилось около 3000 петроглифов. Вблизи, у подножья одиночной горы, расположен обширный некрополь, где самые древние захоронения совершались в XIV-XIII вв. до н.э.; на предгорной равнине обособленными группами выделяются курганы кочевников I тыс. до н.э. – I тыс. н.э., в том числе курган с каменными грядами-«усами». Вся эта территория, включая каньон с петроглифами, с древнейших времен являлась культовой зоной, в пределах которой люди не жили и посещали ее в церемониальных целях.
Петроглифы Тамгалы являются наиболее важным научным источником и обладают, кроме того, огромной художественной ценностью. Создателями древних рисунков умело использовался феномен «пустынного загара» очень тонкого слоя-патины, покрывающего поверхность скал и образованного окислами магния, марганца, железа, а также колониями особых видов микроорганизмов. Мастер-художник сильными ударами камня или металлического инструмента удалял слой патины по контуру рисунка, достигая необходимого эффекта: светлое изображение контрастно выделялось на темном фоне скалы. Но со временем, спустя столетия, изображения вновь покрывались «пустынным загаром», рисунок темнел и терялся на фоне скал. Усилить яркость рисунка удавалось лишь повторным сбиванием патины, т.е. подновлением петроглифов.
Более точно установить возраст петроглифов Тамгалы позволяют находки рисунков на строительных камнях из древних могил и жилищ, исследованных археологами: определяя возраст захоронений и поселений методом радиоуглеродного анализа либо по характерным для той или иной эпохи вещам, выясняется возраст самих рисунков. Находки изображений на стенах могил эпохи бронзы помогли установить время создания древнейших петроглифов святилища: конец XIV- XIII вв. до н.э. О возрасте петроглифов можно судить по изображениям реальных предметов вооружения или одежды, существование которых в ту или иную эпоху установлено по другим источникам. Например, конные колесницы как вид боевого транспорта появились в бронзовом веке у племен Казахстана в XVI-XV вв. до н.э., но уже в начале I тыс. до н.э. они утратили свое значение в связи с освоением верховой езды и распространением всадничества. Появление стремян, твердого седла, пики и сабли сопутствовали завоеваниям древнетюркских племен I тыс. н.э.
Особую историческую ценность имеют надписи (древнетюркская руническая IX-X вв., ойратская конца XVII – середины XVIIIв., казахские XIX в.) и родовые тамги, оставленные на скалах разными народами, для которых урочище Тамгалы было местом обитания и святыней.
Создатели первых петроглифов Тамгалы
- художники бронзового века в своем
творчестве не были так ограничены
недостатком свободных скал, как мастера
последующих эпох. Поэтому они занимают
самые широкие и ровные поверхности,
сверкающие блеском патины. Рисунки
эпохи бронзы отличаются величиной: в
среднем 25-30см, иногда до 60-70см и 1м. Можно
заметить, что многие петроглифы на
скалах I-V групп поразительно сходны по
технике исполнения и манере, словно
выполнены одним и тем же мастером. Наряду
с изображениями животных диких быков,
лошадей и куланов, оленей, кабанов и
волков - главными персонажами выступают
фантастические антропоморфные герои:
наряженные в звериные шкуры чудовища
с загнутыми крючковатыми руками,
мужественные воины с палицами и боевыми
топорами, и, конечно, верховные боги с
лучистыми нимбами вокруг головы.
Древнейшие петроглифы выбивались на плоскостях, ориентированных лишь в определенном направлении. Перед каждой из скал каньона в долине имеется место, откуда все рисунки эпохи бронзы видны одновременно, последовательно объединяясь в сложные композиции. Такие площадки удалены от скал на 20-40 м, но рисунки при этом остаются хорошо различимыми. Галерея наскальных рисунков Тамгалы воплощает в себе цельное художественное повествование, в основе которого древняя мифология племен эпохи бронзы. Демонстрация петроглифов могла осуществляться во время коллективных ритуалов, церемоний и служить важным средством эмоционального воздействия при передаче священных знаний от поколения к поколению.
Петроглифы эпохи раннего железа многочисленны и были созданы разными народами, сменявшими друг друга на пути массовых передвижений и походов воинственных кочевников –саков, усуней, юэчжей, хуннов… Племена завоевателей стремились подчинить себе древнее население Семиречья, утверждая свою власть, свою эстетику и свою идеологию. То беспокойное и тревожное время оставило на скалах Тамгалы свои свидетельства.
В эпоху образования первых государств тюркских народов, возникновения письменности и распространения мировых религий содержание наскального искусства существенно изменилось. Новым обитателям Тамгалы были чужды многие образы петроглифов бронзового века и сакской эпохи; забыто было и назначение самой галереи, но святость места сохранялась. Массовое подновление древних рисунков охватило в основном скалы IV-V групп, где сосредоточены изображения «солнцеголовых»; здесь же создается новое изображение божества. Повсеместно средневековые мастера дополняют картины предшественников, изменяя их содержание сообразно своим представлениям. Конный воин-знаменосец, герой и победитель, становится излюбленным персонажем искусства. Воинские поединки, облавная охота и сцены перекочевки передают содержание повседневной жизни степных народов. Необычным выглядит изображение слона с наездником –яркое свидетельство взаимообмена культур эпохи Великого Шелкового пути. Четыре столетия (XIII – XVI вв.) образуют «темные века» в истории Тамгалы: монгольское завоевание, частые последующие войны и смешение народов не оставили здесь сколько-нибудь заметных следов. В XVII в. на скалах святилища появляется ойратская молитвенная надпись и вновь подновляются изображения древних богов. Немногочисленные казахские рисунки-граффити XVIII-XIX вв. выполнены с большим мастерством, хотя в целом традиция создания петроглифов продолжает угасать. Однако культовое значение Тамгалы сохранялось еще до начала XX в.
Петроглифы Тамгалы открыты в 1957 г. А.Г. Максимовой (Семиреченский отряд ЮКЭ ИИАЭ АН КазССР), в 1970-1980-е гг. памятники урочища обследовались геологами А.Г. Медоевым и Б.Ж. Аубекеровым, археологами А.Н. Марьяшевым, А.С.Ермолаевой, в 1988-2005 гг. А.Е. Рогожинским. В 2003 г. создан государственный историко-культурный и природный заповедник «Тамгалы». В 2004 г. на карте всемирного наследия появился новый объект – «Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы», первый памятник наскального искусства Центральной Азии, включенный в Список ЮНЕСКО.
Рогожинский А.Е., Аубекеров Б.Ж., Сала Р. Памятники Казахстана. – Памятники наскального искусства Центральной Азии: общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы. НИПИ ПМК МК РК.2004. С. 45-94. Максимова А.Г. Наскальные изображения урочища Тамгалы – Вестник АН Каз.ССР. № 9. Алма-Ата. 1958. Рогожинский А.Е. Могильники эпохи бронзы урочища Тамгалы. – История и археология Семиречья. Алматы. Выпуск 1. 1999. Рогожинский А.Е. Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы. История и археология Семиречья. Алматы. Выпуск 2. 2001. Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения урочища Тамгалы. Алма-Ата. 1985. А.Е.Рогожинский Все статьи о наскальных рисунках Казахстана. Петроглифы Семиречья.
|